В вопросах тиража отдельные авторы до сих пор мыслят категориями XX века. Собрания сочинений В. И. Ленина или К. Маркса издавались миллионными тиражами. Книги Пушкина, Маршака и Горького сотнями тысяч расходились по нашей огромной стране, а потом были еще повторные допечатки, измененные и дополненные издания и так далее. Это классика, она и тогда была в школьной программе, она и сейчас востребована по той же причине. Это привычный тираж для гражданина самой большой и самой читающей в мире страны.
И вот, когда счастливый и довольный автор наконец прорывается в издательство, он начинает гадать, каким будет первый тираж. Тысяч тридцать или все пятьдесят? Книгу так хвалили, так хвалили! Редактор был просто в восторге! И вдруг как обухом по голове: «Начнем с двух тысяч, а там посмотрим». И подсовывают договор, и даже торопят немножко: ну, подписывайте уже...
Удивление, растерянность, разочарование.
Или, бывает, человек откроет последнюю страничку какой-нибудь очень классной книги и видит: тираж 1000 или даже 700 экз. Фейк? Развод? Издательство не ставит настоящие цифры, мухлюет с тиражами?.. Или правда – но тогда почему так мало?
Трудно себе представить, что в нашей исторически читающей стране с населением под 150 миллионов действительно существуют такие игрушечные тиражи. Но это сегодняшняя норма: напечатать тысячу-две, а потом допечатывать при необходимости. Конечно, когда автор слышит от издателя цифры, он немножечко разочаровывается, особенно учитывая, что гонорар составляет приблизительно 5-10 рублей с одной книжки, стало быть общая сумма не превысит 20 тысяч. И тут вспоминаются все бессонные ночи, многие месяцы работы над книгой. И выражение лица автора становится грустным.
Мы не издаем книги за свой счет, поэтому в «Человеке слова» разговор заходит с другой стороны. Автор говорит: «Сколько же экземпляров мне печатать, с учетом того, что книгу распространяю я сам? Начнем тысяч с десяти?.. А там посмотрим?» «С пятисот штук», — советуем мы тем заказчикам, которые планируют серьезно продвигать свою книгу. — «А то и с сотни».
Бывает, человек откроет последнюю страничку какой-нибудь очень классной книги и видит: тираж 1000 или даже 700 экз. Фейк? Развод? Издательство не ставит настоящие цифры, мухлюет с тиражами?.. Или правда – но тогда почему так мало?
Малые тиражи в современном мире — дело нормальное и очень правильное. Мир изменился, нельзя в нем действовать по-старому. Что произошло?
Рынок движется в сторону индивидуального маркетинга. Если ранее создавался один массовый продукт для всех, то теперь — множество продуктов, для каждого свой. Подход к книге становится более… кастомизированным (ну простите, слово подходящее), ориентированным на конкретного индивидуального потребителя. Не нужно рассуждать, хорошо это или плохо, не надо надеяться, что книгу прочтут все 150 миллионов жителей. Важно понять, что каждый читатель выбирает то, что подходит ему больше всего остального. Скольким людям нужна именно ваша книга?
Издательство печатает две тысячи не потому, что оно не хочет, чтобы вашу книгу прочитал каждый россиянин, и не потому, что не может этой книгой завалить все существующие магазины. Если поднапрячься и влить в рекламу очень много денег — можно и завалить. Но издательства понимают, что жизнь не заканчивается сегодня или завтра. Залог успеха книжного и любого другого производства в том, чтобы каждый продукт нашел своего потребителя максимально точно. И тогда потребитель будет доволен. И в дальнейшем придет снова. Вот главный акцент издательства, производства и любого продавца в наше время: добиться от клиента постоянства. Устойчивой любви.
Потребитель, в том числе на книжном рынке, уже очень разборчив. Он видит, что есть масса предложений, и ему хочется выбрать то, что понравится именно ему.
Перед покупкой он читает пробный текст, отзывы, листает книгу в магазине. Он рассмотрит предложения самых разных авторов, потусит в соцсетях, поспрашивает друзей, попросит рекомендаций. У современного читателя огромный, где-то даже избыточный, выбор.
Малые тиражи в современном мире — дело нормальное и очень правильное. Мир изменился, нельзя в нем действовать по-старому.
Можно много говорить про плохие стороны этого обстоятельства, но есть и явно хорошие. К чему стремятся издательства? Накормить потребителя тем продуктом, который он хотел бы в данный момент съесть. Представьте: человек приходит в ресторан и говорит, что хочет что-нибудь остренькое. Он имеет в виду суп со специями, а ему тащат рыбу, которую он вообще не ест. В этот ресторан он больше не пойдет. Просто не пойдет, и все. С книгой то же самое. Только начиная с малого тиража можно быть уверенным, что этот тираж — при грамотном позиционировании — разберут именно те читатели, на которых он был направлен. Если этих читателей окажется много, издательство с удовольствием напечатает и второй тираж, и третий. Или вы сами это сделаете, если издавали книгу коммерческим путем.
Но так как каждому человеку сегодня точечно предназначается свой продукт, то «ваших» людей сравнительно немного. Прошли те времена, когда всех нас кормили тем, что нам не очень-то и хотелось. Сейчас мы тщательно выбираем, на что потратить деньги, время и душу. Так что две тысячи экземпляров, вероятнее всего, попадут к людям, которые действительно хотят съесть то, что вы приготовили. И все читатели, которым вы точечно попали в масть, будут вашими навсегда. Они будут следить за вашей активностью, личностью, ждать новые книги, проникнутся доверием к вашему бизнесу. Потому что вы им дадите то, чего они хотели. Это счастье.
Что лучше: две тысячи идеальных поклонников или склад с нераспроданным тиражом?
Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!
Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные звездочками