Философско-филологическое на меня нашло сегодня. О личном пространстве и о том, как же прекрасен наш язык, позволяющий это пространство сохранять.
Я вижу в различных сообществах и, в первую очередь, в интернете попытки отказаться от обращения «вы» и перейти со всеми собеседниками на ты. Недавно встретился мне очередной призыв к смене устоев: мол, хватит пафосных обращений в духе «Мы, император и самодержец Всероссийский». Автор поста приводила свою точку зрения: «вы» — это обращение к нескольким людям, а к одному логично обращаться именно на ты, к чему эта путаница. «Ты» — это тоже вполне вежливо, справляются же как-то англичане. Кто-то согласился, кто-то нет… Я в интернете обычно тот чукча, который читатель, но тут сразу ринулась в бой, то есть в комментарии.
Незнакомец будто бы влезает в чужой дом без приглашения, садится за стол и говорит хозяину: «Окно открыто, я и влез, ты ж не против?». Но разве открытое окно (читай – физическая возможность сократить дистанцию) – это основание?
Потому что боюсь этого перехода и отчаянно не хочу. Для меня это угроза вторжения, и я готова защищаться! Мое языковое ощущение от местоимения «вы» — это не обезличивание, не смешение единственного и множественного, а единственно возможное обращение к незнакомому, малознакомому, а часто и хорошо знакомому человеку. И многие люди чувствуют так же. Почти со всеми знакомыми и коллегами я готова общаться только на вы, сколько бы ни было им лет и даже если мне очень комфортно и приятно с ними встречаться, переписываться и созваниваться. Я счастлива, что мой родной язык дает эту возможность, и мне никогда не приходило в голову, что, говоря «вы», я обращаюсь будто бы к толпе народа, а не к конкретному собеседнику. Более того, я скорее скажу: представляйте вместо меня толпу людей, но только не нужно переходить со мной на ты.
Почему?
Вот ради чего я готова покусать всех, кто с ходу обратится ко мне на ты. На мою территорию, пожалуйста, не надо вторгаться, не надо заходить без разрешения. Даже когда меня спрашивают: «А давай на ты?», я нередко отказываю: не готова к сближению. Есть люди, для которых это ненужные и непонятные реверансы, а у меня вот иначе.
Сколько я себя помню, у меня всегда была приватная территория, и я не запускала туда нежеланных гостей. Так уж повелось. Когда мне исполнилось 5 лет, мама папа и я переехали из маленькой однушки в большую трехкомнатную квартиру, и у меня появилась своя комната. Так вот, мои родители, прежде чем войти ко мне, пятилетнему младенцу, стучали: можно? не занята? Когда мне звонили подружки-одноклассницы, мама или папа, взявшие трубку, непременно спрашивали, кто звонит, и шли узнавать, не занята ли Люба и захочет ли она подойти к телефону. В 14 лет я поступила на первый курс музыкального колледжа по солидной специальности: руководитель хорового коллектива. Никому из педагогов и в голову не приходило обращаться ко мне на ты, «хлопать по плечу» будущего дирижера. Как же он, простите, будет управлять коллективом из ста человек, многие из которых вдвое его старше? Само собой, в период преподавания в Московском Политехе я обращалась к своим студентам исключительно на вы, иначе и в голову не приходило, и они реагировали на такое обращение как на единственно правильное. Ну и что, что они одного возраста с моим сыном?
Кстати, скоро предстоит знакомиться с девушкой сына – тоже на вы будем, как иначе…
Но главное, что мне хочется сказать: дистанция – это не наказание и не мучение, это круть невероятная! Дистанция порой позволяет выплетать между людьми филигранные связи, которых совершенно невозможно добиться вблизи. Когда-то у меня были серьезные отношения с мужчиной, мы проводили вместе очень много времени, практически жили вместе, но общались исключительно на вы. Для обоих это было комфортно. А вот с переходом на ты, увы, любовная лодка разбилась о быт. Да, я знаю, что «после» не значит «вследствие». Но какая-то красота из нашего общения ушла… И теперь я тысячу раз подумаю, прежде чем предлагать этакую фамильярность знакомым и приятелям.
Общение на вы – это крупный формат: художественный альбом, энциклопедия, иллюстрированный журнал! Здесь много простора, можно делать широкие поля, вставлять картинки, формировать врезы, давать простор фантазии и создавать красоту!
У меня есть давняя клиентка, мы знакомы уже пять лет и понимаем друг друга с полуслова. Мы похожи: одного примерно возраста, единый социальный статус, хорошие профессионалы, легкие и многогранные. И мы всегда-всегда обращаемся друг к другу на вы. И это здорово. И никому из нас не придет в голову это изменить, потому что как только мы сократим дистанцию, взаимопонимание может улетучиться. И слава богу!
Когда люди общаются близко, между ними мало пространства для красивого, искусного, тонкого плетения коммуникации. Можно провести друг к другу только прямые нити. Как только мы увеличиваем дистанцию, в отношениях появляется воздух. Те, кто это ценит, меня поймут. И это просто прекрасно, что устройство языка позволяет сохранить этот воздух.
Раз уж я человек про книги, то и сравню с книгами. Разговор на ты подобен брошюре стандартного формата А5. С дизайном обычно не разгуляешься: обычный текст, минималистичный колонтитул, стандартный шрифт. Передача информации, не более того.
Общение же на вы – это крупный формат: художественный альбом, энциклопедия, иллюстрированный журнал! Здесь много простора, можно делать широкие поля, вставлять картинки, формировать врезы, давать простор фантазии и создавать красоту!
Коммуникация, как и книга, сможет заиграть разными красками, если в ней будет больше свободы.
Повсеместно понятия неприкосновенности и приватной зоны — одни из основополагающих для спокойствия, благополучия и процветания человека, это базовая потребность. За независимость и неприкосновенность ведутся войны, льется кровь, самая настоящая. Это не пустой звук. И от того мне кажется очень неприятным, что некоторые люди стремятся нарушить довольно важные языковые границы. Незнакомец будто бы влезает в чужой дом без приглашения, садится за стол и говорит хозяину: «Окно открыто, я и влез, ты ж не против?». Но разве открытое окно (читай – физическая возможность сократить дистанцию) – это основание?
Я очень люблю свою профессию в том числе и за то, что она позволяет мне окружать себя комфортными людьми и соблюдать те границы в общении, которые для меня приемлемы. Все-таки я главный редактор издательства, владелец небольшого собственного дела, и практически никогда и никому не приходит в голову с порога обращаться ко мне на ты (спасибо вам за это, мои замечательные клиенты, коллеги и партнеры). Признаюсь, если кто-то решит на первых встречах говорить со мной на ты, вряд ли у нас получится хорошее сотрудничество (хотя однажды мне пришлось терпеть и более жуткие манеры заказчика). Но это не значит, что совершенно ни у кого нет шансов стать мне духовно близким человеком и сократить дистанцию. Просто переход на ты для меня возможен не сразу и, безусловно, по велению души. Вот такой философией накрыло меня нынче.
Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные звездочками