Помните старый мультик про грифа и страуса? Гриф долго и настойчиво учит страуса летать, пока тот не осознает, что это ему вовсе не нужно, его сила в ногах: он бегает куда быстрее, чем летает гриф. К чему это я?
Когда меня спрашивают, где я набиралась издательского опыта до того, как создала «Человека слова», я честно отвечаю: нигде, разве что иногда слушала редакционные байки от мамы, крутого редактора-корректора. Нигде. И я этого не стесняюсь. Наоборот, считаю своим преимуществом.
Из «Человека слова» вышло очень своеобразное издательство, где нет и никогда не было бюрократии и борьбы с ветряными мельницами, зато с самого начала было много взаимопонимания, планов, целей, гибкости, легкости.
Я никогда не была сотрудником какого-то издательского гиганта. Если посмотреть на небольшие независимые издательства (неважно, традиционной схемы или коммерческой), можно увидеть, что их основатели и управленцы часто пришли из аналогичных крупных контор. Просто в какой-то момент решили отколоться, стать самостоятельными, образовать свою редакцию, свой импринт или вообще отдельную фирму. Некоторые приходят из смежных областей — из полиграфии, например, или из переводов. Они создают компании, перенимая в той или иной мере традиции своих прежних работодателей, добавляя к ним собственное видение.
У меня все иначе. Ни фрилансером, ни штатным сотрудником не доводилось быть ни в крупных издательствах, ни в мелких. Уже потом, имея собственное дело, я знакомилась с издательской кухней изнутри: общалась со специалистами (часто не соглашалась), потом мои книги издали в «АСТ» и я посмотрела, что и как там делается.
Мое издательство сделано не по известной заранее схеме, а… под запрос. Сначала я редактировала и писала небольшие тексты. Потом меня спросили: «А книгу можете отредактировать?» Можем! «А дизайн сделать, сверстать?» Конечно! «А напечатать? А сделать электронную версию? А распространить?»
Из «Человека слова» вышло очень своеобразное издательство, где нет и никогда не было бюрократии и борьбы с ветряными мельницами, зато с самого начала было много взаимопонимания, планов, целей, гибкости, легкости.Конечно, не было поначалу и полезных наработок, все приходилось познавать через собственные шишки. Но я все-таки оцениваю отсутствие опыта как фактор однозначно благоприятный.
Есть известная история: некий молодой математик опоздал на лекцию знаменитого преподавателя, прибежал, когда все уже разошлись, и в пустой аудитории увидел на доске условие какой-то задачи. Он подумал, что это домашнее задание, списал условие, пошел домой, долго-долго мучился, но задачу все-таки решил. Когда он принес домашнее задание преподавателю, тот не поверил своим глазам. Студент пропустил лекцию и поэтому не знал, что на доске был записан пример невероятной задачи, которую практически никто не может решить. Он не знал, что это почти невозможно! Но он попробовал. И решил.
Я тоже пропустила много «лекций». Мы порой не знали, что некоторые вещи сделать очень сложно и практически невозможно, что никто так не делает в больших издательствах. Клиенты нас просили — и мы выполняли.
Своей работой мы доказываем, что вовсе не зазорно летать не так как все; что написание, допечатную подготовку, издание книг можно выполнять очень круто и гораздо гибче, легче, современнее, уважительнее друг к другу, чем это бывает возможно в крупных неповоротливых издательских конторах.
Важно ли это для вас?
Статья полезна? Пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях или мессенджерах. Спасибо!
Пожалуйста, заполните все поля, отмеченные звездочками